hawkress (hawkress) wrote,
hawkress
hawkress

Category:

Фабер, Мазлиш. Краткое изложение на основе шпаргалок. Расширенная версия

Для себя сделала две шпаргалки подлиннее и покороче. Может быть кому-то еще пригодятся. Под катом более длинная версия (умещается на лист А4 альбомный, в три колонки, 8pt Times)

Помогаем справиться с чувствами
Ребенку нужно, чтобы его чувства принимали и уважали.
1. Слушайте спокойно и внимательно, вместо того, чтобы слушать вполуха.
2. Разделите и признавайте его чувства словами «да», «хм», «понятно», вместо вопросов и советов.
3. Назовите его чувство (особенно негативные): «Ты разочарован!», вместо их отрицания или обесценивания.
4. Покажите, что понимаете желание ребенка. Дайте ему желаемое в фантазии: «Я бы хотел, чтобы прямо сейчас перед тобой появился спелый банан!», вместо объяснений и логических выводов.
***
Все чувства могут быть приняты (даже неправые).
Некоторые действия могут быть ограничены. «Я вижу, как ты злишься на своего брата. Скажи ему то, что ты хочешь, словами, а не кулаками».
Дайте физический выход эмоциям (подушка, рисование, бумага)
***
Предупреждения
1. Обычно дети не любят, когда их слова повторяют в точности.
2. Есть дети, которые предпочитают вообще не разговаривать, если они расстроены. Для них достаточно присутствия мамы или папы.
3. Некоторые дети раздражаются, когда они выражают сильные эмоции, а ответ родителя «правильный», но холодный
4. Не хорошо, когда родители отвечают с большей экспрессией, чем чувствует (выражает) ребенок.
5. Детям не нравится, когда родители повторяют слова, которыми они сами себя называют (ругают).
6. Меньше используйте вопрос «Почему ты так чувствуешь?». Это может только осложнить проблему. Используйте «Я вижу ты расстроен».
7. Не используйте конструкцию «да, но» - это обесценивает чувства. Лучше сказать «дело в том что»

Учимся взаимодействовать
1. Опишите что вы видите или опишите проблему, вместо нападок и обвинений. «Влажное полотенце лежит на кровати»
2. Предоставляйте информацию. «Полотенце намочит одеяло»
3. Скажите одним словом, вместо длинной тирады. «Полотенце!»
4. Опишите что вы чувствуете, вместо указаний «ты». «Я не люблю спать в мокрой постели».
5. Напишите записку (над вешалкой для полотенец) «Повесь меня обратно, пожалуйста, чтобы я могло высохнуть. Твое полотенце».
***
Предупреждения
1. Описание проблемы не должно выглядеть как «намек, намек!», тогда оно раздражает. Высказывание лучше работает, когда помощь ребенка действительно нужна.
2. Воздержитесь от предоставления информации, которую ребенок уже точно знает. Он может подумать, что вы считаете его глупым, либо язвите.
3. Некоторые дети очень чувствительны к неодобрению родителей, даже в форме «Я-высказывания». Таким лучше говорить о ваших ожиданиях «я надеюсь..»

Альтернатива наказанию
1. Резко выразите свои чувства, без нападок на характер и личность. «Я в ярости от того, что мою новую пилу оставили ржаветь под дождем!». «Мне не нравится, что происходит. Покупателям мешают дети, бегающие по проходам».
2. Сформулируйте свои ожидания. «Я рассчитываю на то, что после того, как у меня возьмут инструменты, мне их вернут»
3. Покажите ребенку, как загладить вину или принести пользу. «Теперь пиле нужна маленькая стальная мочалка и тяжелая физическая работа». «Ты бы мне помог, если бы взял три лимона».
4. Предоставьте ребенку выбор «Ты можешь брать мои инструменты и возвращать их. Или ты можешь перестать использовать их. Тебе решать». «Ты можешь ходить рядом со мной или сидеть в тележке» - «Я вижу ты предпочитаешь сидеть в тележке».
5. Предпримите действия, дайте ощутить последствия. «р: Почему ящик с инструментами закрыт?» «Ты мне ответь - почему.». «р: Хочу с тобой в магазин!» «У тебя еще будет много возможностей пойти со мной, но сегодня я иду одна».
6. Решение проблемы. «Что мы можем придумать, чтобы ты пользовался моими инструментами, если они тебе нужны, и чтобы я был уверен, что найду их на месте, когда они мне понадобятся?»
а. Поговорите о чувствах и потребностях ребенка.
б. Поговорите о своих чувствах и потребностях.
в. Обсудите это вместе, чтобы найти решение, устраивающее вас обоих.
г. Запишите все свои идеи без разбора. Лучше если ребенок начнет первым.
д. Решите, какие варианты вам нравятся, какие - нет, и какие вы хотите воплотить в жизнь. Обойдитесь без резких замечаний.
е. Завершите дело. Что нужно предпринять, чтобы реализовать план. Кто за что будет отвечать. К какому сроку мы это сделаем.
***
Предупреждения
1. Ребенок может извиняться и продолжать делать то же самое. Таким детям важно дать понять, что искренние извинения должны вести к действиям. «Я рада, что ты сожалеешь. Это первый шаг. Второй шаг - спросить себя, что ты можешь в связи с этим сделать.»
2. «Наказания, как ни странно, действуют на ребенка противоположным образом, а не так, как мы бы хотели» - стр. 142.
3. Прежде чем применять метод Решения проблемы, всем необходимо успокоиться.
4. Воздержитесь от обсуждения наказания/последствий при неисполнении плана решения проблемы. «Сейчас я это не хочу даже думать об этом, мы собрались чтобы решить вопроса, а не предсказывать плохое».
5. Если план перестал работать, к нему стоит вернуться и обсудить заново, что мешает реализации, или придумать новый.
6. Если решение не найдено, дайте друг другу паузу.
7. Если ребенок отказывается идти на контакт, можно попробовать написать записку.

Поощрение самостоятельности
1. Позвольте детям делать выбор. «Ты хочешь надеть серые брюки или красные?»
2. Показывайте уважение к усилиям ребенка «Банку бывает сложно открыть. Иногда можно поддеть крышку ложкой».
3. Не задавайте слишком много вопросов, особенно подросткам, это ощущается как давление и вторжение в личную жизнь. «Как я рад тебя видеть»
4. Не спешите отвечать на вопросы. Быстрый ответ не приносит пользы. «Это интересный вопрос. Что думаешь ты?»
5. Предложите ребенку искать источники информации вне дома. Это покажет, что ребенок не полностью зависит от родителя. «Может быть, хозяин зоомагазина что-нибудь посоветует».
6. Не лишайте ребенка надежды, даже стараясь оградить от разочарования. «Значит ты хочешь попробовать себя в этой роли! Это будет интересным опытом для тебя».
7. Позвольте детям владеть своим телом. Не поправляйте челку, одежду...
8. Не обсуждайте ребенка в его присутствии.
9. Позвольте ребенку самому ответить.
10. Проявите уважение к окончательной готовности ребенка. «Когда будешь готов, ты сам сможешь войти в воду».
11. Используйте альтернативы слову «НЕТ»
а. предоставьте информацию
б. опишите проблему
в. признайте чувства
г. где возможно замените «нет» на «да» с оговорками
д. возьмите себе «время подумать»
***
Предупреждения
1. Если ребенок не хочет что-то делать, то скорее всего он откажется от всех вариантов. В таком случае лучше начать с признания негативных чувств. Только потом переходить к вариантам решения.
2. Фраза «это легко» не оказывает поддержки. Сделать «легкое» не дает удовлетворение. Не смочь сделать «легкое» еще сильнее расстраивает.
3. Воздержитесь от немедленных советов.
- помогите разобраться в чувствах, переформулируйте проблему в виде вопроса, укажите на возможный источник информации вне дома.
- только после того, как ребенок подумает сам, можно дать свои мысли.

Похвала и самооценка. Как правильно хвалить.
1. Вместо оценки опишите что вы видите, уделите внимание деталям. «Я вижу чистый пол, ровно застеленную кровать и книги, аккуратно выставленные в ряд на полке»
2. Опишите, что вы чувствуете «Так приятно входить в эту комнату!»
3. Подытожьте похвальное поведение ребенка каким-нибудь словом: «Ты разобрал свои карандаши, мелки и ручки и разложил их по коробкам. Вот что я называю организацией!»
4. Найдите за что похвалить, когда ничего не получается.
5. Вспомните о прошлых примерах, достойных похвалы, когда произошла неприятность, особенно если ребенок искренне расстроен.
***
Предупреждения
1. Убедитесь, что похвала соответствует возрасту ребенка и его способностям.
2. Избегайте похвалы, которая намекает на слабости в прошлом (Наконец-то получилось).
3. Будьте готовы к повторению действия, которые вы описываете как хорошо получающееся.
4. Используйте не «я горжусь тобой», а «ты должен собой гордиться».
5. Опишите ребенку его успехи, которые привели к результату, вместо фразы «я знал с самого начала».
6. Опишите ошибку как источник нового знания «Ты узнал что..»

Освобождаем ребенка от навязанной роли
1. Ищите возможности показать ребенку его новый образ «У тебя эта игрушка появилась, когда тебе было три года, а до сих пор выглядит как новая» (разрушитель)
2. Поставьте ребенка в ситуацию, в которой он иначе на себя взглянет «Сара, возьмешь отвертку, чтобы прикрутить ручки к ящикам комода?» (неуклюжий) «Томми, возьми арахис и раздели на всех поровну» (жадина)
3. Пусть дети нечаянно услышат, как вы говорите о них что-то положительное «Он держал руку спокойно, хотя укол причинил ему боль» (плакса)
4. Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ваш ребенок «Проигрывать неприятно, но я постараюсь не расстраиваться из-за этого. Поздравляю!» (не умеющий проигрывать)
5. Храните особые моменты, связанные с ребенком «Я помню, как ты залез на самую высокую горку» (нескоординированный)
6. Если ваш ребенок ведет себя в соответствии со старым ярлыком, изложите ему ваши чувства и/или ваши ожидания «Мне не нравится такой тон. Ты можешь спросить иначе?» (грубый)
Tags: литература, полезное
Subscribe

  • маленькие большие детки

    В неполные 11,5 лет деточка выросла до 158 см, 46-46.5 кг и ножка полного 38 размера. Сменились все молочные зубы, прорезались 2 семерки почти…

  • К нам во двор пришли бордюры

    Звучит прям как про бандитов. Но блин, их тут никто не звал (я надеюсь). А теперь все в грязи, цветники частично уже поломали. И дальше будет только…

  • ученики на карантине

    Пока совершенно неясно будут ли и как будут организованны обещанные мини-группы для младшеклассников, будет ли при этом продленка. У нас на этой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments